Песнь кулика о счастье (о прозе Оксаны Васильевой)
Книжка новотроицкой писательницы Оксаны Васильевой появилась в 2017 году.
Небольшой, скромный сборник рассказов, оформленный в авторском стиле. Рисунок для обложки сделала художница Ирина Скокова специально для этой книги. Такое и содержание книги – скромно, «без претензий», но с выраженной «своей интонацией». Автор явно пытается избежать провинциальной подражательности, «вторичности», она хочет провести художественное исследование «жизни и судьбы» людей, среди которых живет. Для такой работы надо посмотреть на них со стороны, с позиции высокой литературы.
А. П. Чехов однажды сказал: ««Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия». Вот по такому принципу автор рассматривает своих персонажей, жителей городков Новозаводска и Степногорска, в которых вполне прозрачно просматривается Новотроицк.
Книгу составляют пять больших рассказов – новелл, и один маленький – эссе, давший название сборнику. В этом рассказике Оксана Васильева говорит о счастье, о том, как это – быть счастливым. « И о том, что он (сын Федя) счастлив просто так, без объяснения причин. И о том, что я все реже бываю счастлива просто так. И чтобы почувствовать себя счастливой, должна для начала напомнить себе об этом и объяснить, почему я имею право так себя чувствовать и почему… Да к черту объяснения! Я иду с ребенком по городу, который ощущаю и знаю своим до каждой малой трещины в асфальте. Я здороваюсь с листьями и похлопываю по бокам дома. Я смотрю, как развеваются на балконах полосатые банные полотенца, словно флаги, вывешенные на центральную улицу города. А знакомая дворняга тычет холодный шершавый нос в мою опущенную ладонь. И еще я знаю, что скоро нам надоест гулять, и мы с Федькой вернемся к дому. И над нашим ясенем будут светить три окна, за которыми нас любят и ждут. И если это не счастье, тогда я ничего не знаю о счастье! Можно рваться в Москву и Питер, а ночами мечтать о Париже. Но нельзя не любить место, где ты счастлив, даже если это провинциальный Новотроицк, маленький город в степи.»
И в новеллах Оксаны Васильевой герои пытаются быть счастливыми, несмотря на заурядность и обыденность их существования.
Баянист Витюша в рассказе «Никчема» пытается хоть как-то устроить семейную жизнь, потому что любовь юности у него не получилась.
Одинокая учительница Любовь Григорьевна в рассказе «Утро, день, вечер» любит детей, но своих так и не имеет и пробует усыновить кого-нибудь из воспитанников детдома.
Красивая женщина Марина в рассказе «Вернусь – поговорим» полагает, что может крутить мужчинами, а в результате теряет даже влюбленного в нее с института мужа.
Художница Санька, молодая женщина, «задавленная бытом», вспоминает «свою» тему, хочет вернуться в искусство (Рассказ «Карнавал»).
Врач Вера («Во саду ли, в огороде») приезжает в отпуск, и неожиданно чувствует уважение отца, которым она с детства была обделена.
Все персонажи рассказов не так уж плохо живут, но и не хорошо. Нет ни негодяев, ни острых социальных проблем. Но нет и сильных чувств, нет явного счастья. Автор внимательно наблюдает за своими героями…..
В её прозе чувствуется внимание к «маленькому человеку», шукшинское «желание праздника», которого нет, есть повседневность, рутина, ежедневный труд, который воспринимается персонажами не как достижение, и не как каторга, а как некое занятие, которое надо делать (есть, спать, умываться и т. д.)
В рассказе "Ночь, утро, вечер" героиня с душой подходит к работе учителя, но при этом не чувствует себя уважаемым человеком. А врачи из другого рассказа работают на износ, как в войну. Городской базар из "Никчёмы" стал прибежищем для людей, вытолкнутых из «нормальной» жизни.
Есть в произведениях Оксаны Васильевой и люди обеспеченные, но это не значит, что они довольны жизнью. Потому что в действительности они хотят не обеспеченности, а контроля над другими людьми, а вот контроль не получается… Например, муж Саньки в рассказе «Карнавал» или красивая женщина Марина в рассказе «Вернусь – поговорим»…
Произведения Оксаны Васильевой можно отнести к женской прозе с темами семьи, взаимоотношений. Её особенность – персонаж обычно человек творческий, но не очень-то удачливый. Если музыкант, то играет на базаре; если художник, то женщина, погрязшая в быте.
В этой книге нет явных трагедий, но и счастье какое-то робкое, как бы убеждающее себя, что все хорошо.
Единственный позитивный рассказ - «Карнавал» – как женщина вернула вкус к творчеству, потерянный при замужестве, но и этот рассказ оставляет вопрос – а выдержит ли это ее деспотичный муж? Сохранится ли семья?
«Изредка, пока Вадим был на работе, а Андрейка капризничал, Санька перебиралась в зал. Под бормотание телевизора ребёнок как-то вдруг успокаивался и задрёмывал. И хотя действие достигало нужного эффекта, Саньке всегда становилось не по себе. Она чувствовала себя немного предательницей. Будто в её душе, прозрачной и открытой Вадиму, как речной песок на мелководье в солнечный день, вдруг появлялся тёмный острый камешек.
Обычно вороватое Санькино общение с телевизором ограничивалось двадцатью минутами равнодушного переключения каналов. Но сегодня она впилась глазами в картинку и даже добавила звук.
На экране сверкал карнавал. Тот самый, Бразильский, который раньше казался ей чересчур громким, цветастым и даже где-то вульгарным в сравнении с Венецианским, обрушился на неё всем своим хищным великолепием. От шоколадных танцовщиц, выступающих по самбодрому в ослепительных конструкциях из перьев, стразов и позолоты, в комнату дохнуло жаркой бразильской ночью.
И Саньке показалось, что её лицо опалило этим жаром.»
Главное достоинство творчества Оксаны Васильевой заключается в спокойной повествовательной манере, личным отношением к своим героям, она подкупает не просто интересом к человеческой личности, а состраданием к ней. Таким образом, автор продолжает нравственные традиции русской литературы в изображении «маленького человека».
Щеколдина О.Б.,
ведущий библиограф ЦГБ им. А.М. Горького |