Тёкицу Куруматани «Попытка Двойного Самоубийства у Водопадов Акамэ»
Книга высококлассная, и такой шедевр требует и шедевральные рецензии. Я же не разбираюсь в эстетике югэн, особенностях сисёцу или дзуйхицу. Поэтому скажу простодушно: это книга о низких и грубых сторонах жизни, созданная по канонам высокой литературы. Давно не попадалась книга такого художественного уровня! Тем более современная. Правда, она уже не столь уж нова, - написана давно, в 1996 году, в России переведено в 2016. Так что она для России новинка, но не для Японии. По сюжету близка к знаменитой пьесе Горького «На дне». Автор рассказывает про социальное дно японского общества второй половины 20 века, про бездомных, уголовников, проституток, мелких торговцев, временных рабочих, методами то ли гиперреализма, то ли натурализма. В общем, показывает жизнь нижних слоев общества. Там царствуют секс, смерть, слезы. Но если бы это был нравоописательный роман, то, несмотря на экзотичность темы, он вряд ли читался бы с интересом. Автор на примере этих японских «униженных и оскорбленных» исследует современного человека. И видит, что у них утеряна одна важная особенность - человеческое достоинство. Люди сохраняли достоинство в средневековых романах, утверждали в реализме Возрождения, не сомневались в нем в новоевропейском романтизме. Человеческое достоинство есть у крепостных Тургенева, у крестьянок и заключенных Солженицына, а также у множества других персонажей, оказывающихся порой в тяжелейших условиях, давящих обстоятельствах, бесправии и угнетении. А вот, по мнению Тёкицу, чувства собственного достоинства у нынешних людей совсем не осталось. А для доказательства своего мнения он использует отношение японцев к самоубийству. Это же в христианстве самоубийство грех, а в японской культуре, наоборот, необходимое почетное деяние. В романе Тёкицу основной сюжет – влюбленные и невозможность их любви. Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта – они смогли покончить с жизнью, если не могут быть вместе, хотя они христиане. А влюбленные Тёкицу – Ая и Икусима – испугались в последний момент броситься в водопад, хотя они и не христиане, и бытие их ожидает крайне убогое и бедное. И все-таки вот это вонючее низменное существование (в процессе чтения почему-то стояло перед глазами описание существования у Сартра в его Тошноте) для них оказалось важнее их любви.
Невидимые миру слезы… или видимые, да замечать не хочется? Основная проблема современности: кормиться, зарабатывать на жизнь. В офисе тоскливо, вне офиса грязь и мерзость. Получается, такие условия жизни давят круче, чем феодальные.
И все это рядом с красивыми пейзажами Японии, например, водопадами Акамэ. Описание водопадов очень романтично, воспевает Японию.
«И так же дальше: хрустально чистая вода и водопады, один за другим. Семицветная Скала, Водопад Сестёр, Водопад Дырявой Хурмы, Боковой Водопад, Изогнутый Водопад, Водопад Супругов. Мы вышли к Водопаду Носильщика. Он был намного красивее других. В середине скалы был огромный выступ, и вода, разделившись надвое, могучим потоком омывала его, устремляясь отвесно вниз. Ая долго стояла и смотрела на водопад. Не говоря ни слова.»
У автора как-то так получилось, что Япония прекрасна без людей.
Спорный роман, очень спорный. Не каждый его осилит, не каждый выдержит гиперреалистические описания падения людей. Но для мыслящего читателя роман очень интересный, его просто необходимо прочесть.
Щеколдина О.Б.,
ведущий библиограф ЦГБ им. А.М. Горького
Справка:
48 водопадов Акамэ (Акамэ Сидзюхати Таки) — это совершенно уникальное явление.
В действительности 48 водопадов Акамэ — это несколько прекрасных водных потоков, которые протекают через Акамэ-тё. Здесь есть всего пять водопадов, которые называются Фудо, Нинай, Сэндзю, Бива и Нунобики, и несколько мелких.
К слову, это еще и место исторического значения. Местные жители утверждают, что именно здесь много веков назад тренировались таинственные японские убийцы ниндзя. 48 водопадов Акамэ можно назвать центром их духовного развития.
|