Собака и её люди
«Герда»– это повесть о собаке. И получилась она у Эдуарда Веркина не менее пронзительная и жесткая, чем «Белый Бим Черное Ухо» или «Верный Руслан». Во всех этих книгах верные и преданные собаки сталкиваются с человеческими предательством и подлостью. Но в случае с Гердой это подлость современная, возникающая от страха выглядеть неприлично.
В основе повествования стоит семья Орловых: мама, папа и четверо детей. Мама не случайно в списке первая, она давно «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять», и управляет и супругом, и всей семьей. Но сначала бросается в глаза не мама, а уровень обеспеченности семьи – явно выше среднего. И вот смутно рисуются предположения об олигархах и звездах, пока фраза «а потому что номера» не поясняет, что папа у нас крупный чиновник. Веркин взялся рассмотреть, кто же нами правит, правит в России последние лет 10-20.
Надо сказать, что автор не дает никаких поблажек читателю: у него запутанная композиция в книге, когда событие, ставшее завязкой по смыслу, описывается где-то в конце, а само повествование ведется от двух подростков, Гоши и Али Орловых, каждый из которых субъективен, пристрастен и к тому же говорит на своем личном сленге.
Собственно, развитие личностей Гоши и Али и есть основной сюжет книги. Так повесть о собаке становится романом «воспитания чувств». Какие же чувства воспитывают в своих отпрысках наши правители? Здесь интересно сначала будет посмотреть на воспитание Мелкого, самого младшего в семье брата, у которого даже имя не названо:
«На крыльце показалась мать с Мелким. На Мелком красовалась эластичная шлейка, на голове пробковый шлем, предохраняющий от ушибов, Мелкий сам походил на собаку, он то и дело натягивал поводок и пытался сорваться с цепи.» И так несколько раз – как мать привязывает Мелкого, чтоб не бегал. А потом встречается такое: «Няня, вызванная к Мелкому, обедала молочным супом, Мелкий выбрал из супа только лапшу, сложил из нее буквы на столе, в основном «А» и «Г», а потом эти буквы съел. Это была уже седьмая няня, которая у нас работала, или восьмая, впрочем, с нашей системой воспитания она была знакома, и Мелкому не препятствовала – нельзя мешать самовыражению ребенка.» То есть в качестве идеала принципы свободы и «все как завещал великий Корчак», а на практике двухлетке побегать не дают.
Вот и появились такие характеры как Аделина, Игорь и Аглая.
Надо уточнить возраст детей: Аделине - 20 лет, и её основная забота выйти замуж, Гоше - 16, и ему постоянно напоминают, что вот еще год школы, а там выпускной, и надо определиться, а Аглае, которую обычно зовут Алькой, – 13, она ходит в театральный кружок, много читает и сама пытается писать.
Самый интересный в повести, конечно, Гоша.
«У меня никогда не было собаки. И морской свинки тоже не было. Даже хомячка, даже самого паршивенького, джунгарского, который умещается в кулаке. Не то чтобы любовь к животным не поощрялась в нашей семье, просто у меня никакой тяги к живой природе не обнаруживалось, однажды завел двух бойцовских рыбок, но они друг друга убили, а аквариум засох, правильно отец говорил. Было мне, кажется, пять лет, и эта жестокость мира природы произвела на меня неприятное впечатление, желание и дальше с ней знакомиться отпало.»
Видите, Гоша как Лев Толстой или Махатма Ганди, не любит насилие. Только у них это теории, пришедшие в очень зрелом возрасте, а у Гоши натура такая, отвергает дарвинизм, борьбу за существование.
А семья такая, что даже не за жизнь, а за карьеру, социальный статус требует уметь сражаться не на жизнь, а на смерть. Родители видели, что Гоша не такой, и пытались его воспитать. Это называлось – воспитание чувства ответственности. В конце книги у Гоши явно психическое отклонение, он повторяет одни и те же бессмысленные действия – по утрам собирается будто бы в поход, садится на поезд в Абакан, но на станции за городом выходит и возвращается. Хочет он уйти от родителей, но понимает, что без них вообще с голоду умрет. К тому же стал какой-то безэмоциональный.
А его младшая сестра Алька, Аглая, второй голос книги, тоже явно страдает от посттравматического синдрома. Но у нее есть шанс выйти из него благодаря творчеству, она пытается писать…
На роль героя вроде бы идет Саша, девушка, с которой познакомился Гоша, а потом влюбился в нее. Альке Саша тоже понравилась: «А я вдруг поняла, что Саша мне нравится. То есть, смеялась она так честно, что я вдруг подумала, что она нормальная, не то что предыдущие подружки Гоши. И вообще нормальная. На всю оставшуюся жизнь.» Саша – искренняя, умная, волевая девушка из небогатой семьи. И, в отличие от Гоши, готова бороться за жизнь.
Вначале Саша вызывает явную симпатию, кажется, вот он, современный герой, а потом становится ясно, что Сашу интересует только карьера.
«– Потому что на всех местов в шлюпках, Игорек, никогда не хватает. Спасутся лишь те, кто хочет спастись. Кто гребет к берегу, кто думает жить по-человечески. Остальные… Пусть проигравший плачет, ничего изменить нельзя.
Фура, сажа, дизельная гарь.
– Но ведь это…
– Ага, подлая позиция, – согласилась Саша. – Но пока по-другому никак. Я же говорю, мест не хватает.»
Она сама полностью разочарована в людях, но надо как-то жить, и жить она хочет лучше матери. Её мама Наталья Дмитриевна далеко не главный персонаж, но самый удивительный и безусловно добрый. Так что не удивляет, что в конце Герда оказалась именно на её попечении.
Но вернемся к смысловому ядру всей книги – собаке Герде. Эта собака – единственное условное допущение автора, потому что такие собаки редкость, а уж то, что она оказалась в том самом месте в тот самый момент – вообще чудо.
Герда – для семьи Орловых оказалась чудом. Она - не зло и не добро. «Американский стаффордширский терьер — воин без страха и упрека, сильный, умный и преданный пес, способный без раздумий стать на вашу защиту и биться до конца.» (lapkins.ru ) Эта собака – некая достаточно опасная сила, которую надо учитывать, и так получилось, что Орловы должны ей быть благодарны, и сохранять это чудо. Но они предпочли другой путь. Уничтожить чудо, потому что оно не вписывается в существующий порядок.
Поэтому грустно. Становится очень грустно и тоскливо к завершению чтения книги, хотя юмора вплоть до анекдотических ситуаций в ней с избытком. Чего стоит хотя бы МРУЖ! МРУЖ – это Материнский Рубеж, благотворительная организация помощи детям, организованная мамой Гоши и Альки, и её знакомой, сестрой мэра. Веркин явно сатирически описывает их деятельность, намекая, что с такими борцами за семейные ценности всех ожидает верное вымирание. И в целом книга читается как свифтовский юмор, поэтому и малореалистичный эпизод, он же основная завязка книги, как Герда спасла Гошу и Альку, воспринимается нормально, у Свифта же были и более явные фантастические допущения. Пока не вырисовывается весь смысл книги. Тут возникает чувство безнадеги, покруче, чем после «Белого Бима Черное Ухо». Так что это чтение не легкое, и браться за книгу стоит лишь тому, что готов думать.
Щеколдина О.Б.,
ведущий библиограф ЦГБ им. А.М. Горького |