У каждого человека есть своя "солнечная улица" в судьбе
Роман Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» - это история ненависти, вражды, прощения и любви. Основу сюжета составляют более чем сложные отношения матери и дочери, Катерины и Веры. Обе талантливые, одна Артистка, другая художница. Их судьбы сильно зависят от истории, нашей российской истории с войнами, революциями и тому подобными ужасами. На судьбу матери Кати выпала война и блокада, голод, потеря всех близких в детстве, эвакуация. Узбечка Хадича её выходила после эвакуации из блокадного Ленинграда, вылечила, но душа у Кати так и осталась травмированной голодом и холодом, она стала озлобленной на весь мир. Впрочем, послевоенный российский мир особой добротой и мягкостью не отличался, Кате пришлось буквально бороться за жизнь, почти как в приключенческо-криминальных романах. Её дочери Вере выпали времена застоя, времена более мягкие, в которых кусок хлеба перестал быть редкостью, и она воспринимала мать как редкостно злобную и опасную тварь. Сцена их последней драки просто потрясает. Вера унаследовала художественные способности от матери, но смогла стать профессиональной художницей, к тому же очень талантливой. Впоследствии, когда нужно было говорить с западными искусствоведами, и они спрашивали про цензуру, идеологию, давление государства, она не понимала этих вопросов, искренне полагая, что ей больше, чем её мать, никто навредить не сможет.
Зато Вере везло с мужчинами. Не с отцом, отец у нее вполне достоин ее матери, такой же злой и опасный, так что то, что Катя от него убежала еще беременной, Веру спасло. Но – часто так бывает, что лишив одного, судьба дает другое: Вере не повезло с родителями, зато везло с мужчинами. Везло, начиная с хозяина квартиры, у которого ее мать снимала комнату, и который подкармливал маленькую Веру, часто брошенную и не кормленую, и заканчивая кураторами выставок ее живописи. Так получилось, что Веру растили разные мужчины: сосед-хозяин квартиры, соседский сын-подросток, который не ленился катать маленькую девочку на велосипеде, отчим, который оказался много лучше и отца, и матери, который стал её основным учителем по жизни… В этом романе Рубиной удалось создать образы замечательных мужчин, по-настоящему любящих мужей, идеальных личных отношений. Хотя сюжет строят две женщины, но интересен роман именно мужскими персонажами. Этот роман – просто гимн мужчинам.
И гимн городу Ташкенту. Гимн или приговор… Добрая половина всего текста романа посвящена воспоминаниям самой писательницы о своей жизни в Ташкенте. И запоминается роман прежде всего образом города. Солнечного города, по описаниям Рубиной, хотя и темных сторон там хватало. В старом Ташкенте сложилась своеобразная цивилизация, которой больше нет. Была и исчезла...
"…Когда я сильно устаю, я вспоминаю вязкий мед ташкентского солнца… Керамический блеск виноградных листьев, тяжелые брусы янтарных, слезных на срезе, сушеных дынь, светящуюся изнутри золотую плоть абрикосов, сладкую истому черной виноградной кисти с желтыми крапинами роящихся ос.
Из дому надо выходить с запасом тепла… - мне до сих пор тепло, благодарение Создателю.
Солнечное свечение дня… Солнечная, безлюдная сторона улицы… Карагачи, платаны, тополя - в лавине солнечного света.
Мне до сих пор тепло.
Я уже ничего не выдумываю, ничего уже не пытаюсь понять, просто закрываю глаза и погружаюсь на дно потока. И если забыть, что я - это я, то и раствориться в этом потоке совсем не страшно.
Но страшен миг обнаружения себя в бездонных водах времени, - вселенский ужас и вселенская тоска: где я? кто я? как смогу одолеть этот бурный путь в кошмарной мгле?"
Эта книга требует полного погружения в нее, ее нельзя читать "набегами", иначе просто ничего не поймете. И именно это погружение поможет вам очутиться вместе с героиней в жарком Ташкенте, на той самой солнечной стороне улицы ее жизни, ее судьбы.
Щеколдина О.Б.,
ведущий библиограф ЦГБ им. А.М. Горького |