(Или чем заняться дома - для детей и их родителей)
Сочини сказку
К сказкотерапии в современном мире все относятся по-разному. Профессиональные психологи воспринимают этот метод в целом положительно, а людям далёким от мира психологии сказкотерапия кажется чем-то несерьёзным и непрофессиональным. А между тем, сказки с детства помогают ребёнку получать самую необходимую информацию об окружающем мире: о том, как различить добро и зло, как правильно вести себя в различных ситуациях, какие ценности важны в окружающем его обществе.
Не смотря на окружающий нас XXI век, сказки, которые рассказывались ещё нашим прабабушкам, и нашим детям интересны.
Вот и сказкотерапия ставит перед собой такие задачи, как развитие души, повышение уровня осознанности.
И виды сказок могут быть разными: дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медиативные. Сказкотерапия опирается на человеческие ценности, обращается к нравственным устоям.
А какую сказку могли бы написать вы?
Вариант 1.
Тест.
Мы предлагаем вашему вниманию в каждом пункте несколько вариантов ответов. Постарайтесь не раздумывать долго над выбором, отмечая наиболее близкий вам вариант.
1
А. В одной чудесной сказочной стране
Б. За морями, за лесами, в одном большом и сильном государстве
В. В одной совершенно обычно деревеньке на берегу реки
Г. В нашем городе
2
А. Все жители отличались добродушием
Б. Жили бесстрашные люди, знавшие всё на свете
В. Все жители были друг другу близки, как одна семья
Г. Жил-был Я
3
А. Жил маленький и колючий ежонок
Б. И в одной семье жил обычный мальчик
В. А в одной семье на окраине жил мальчик
Г. И был этот Я ничем не примечательным на первый взгляд
4
А. Он очень любил играть с друзьями на улице целые дни напролёт
Б. Он считал, что он – самый умный на Земле
В. Однажды он узнал, это были его приёмные родители
Г. И у него была замечательная черта – он заразительно смеялся, а все вокруг были мрачными
5
А. Ему совсем не нравилось учиться, он хотел только развлекаться и ни о чём не беспокоиться
Б. Из-за этого он постоянно ссорился с родителями
В. И он обиделся за это на весь белый свет
Г. И все вокруг считали своим долгом это прокомментировать и обсудить
6
А. Однажды в понедельник утром грянул сильнейший ливень, и сильнейшим потоком унесло нашего героя далеко от дома
Б. И вот в один прекрасный день окружающим надоело его уговаривать взяться за ум, и они прогнали нашего героя
В. Однажды, он решил, что он должен найти себе свой другой дом, другую семью и ушёл из дома
Г. Как-то раз, надоело ему спорить со всеми, и он решил подчиниться их требованиям, и ушёл куда глаза глядят
7
А. И тогда он понял, чтобы восстановить разрушенное, необходимо вспомнить всё, чему его учили много лет
Б. Он провёл в одиночестве несколько дней, прежде чем ему стало страшно и грустно
В. Дошёл до огромной реки, сел у воды и заплакал, так ему было одиноко
Г. И вскоре почувствовали, как им не хватает пусть и непутёвого, но столь отличающегося от всех окружающих нашего героя
8
А. И он отправился в обратный путь, встречая по дороге новых друзей
Б. Почувствовав это, бросился он назад, домой, к родным и близким, и по дороге встречал он странных людей и существ
В. Посмотрел он вокруг и понял, что недооценивал тех, кто был с ним рядом все эти годы
Г. Но он не торопился возвращать всё на круги своя
9
А. В пути он старался помогать каждому встречному, чем мог, не взирая на внешний вид и размеры
Б. Не со всеми ему удавалось сразу мирно разойтись на узкой тропе, некоторые заставляли его даже вернуться назад, удлиняя путь, а с кем-то он подружился
В. Обратный путь оказался не таким лёгким, но желание вернуться домой помогало преодолевать препятствия
Г. Пока он странствовал, он помогал людям увидеть радостное, даже в песчинке на дороге
10
А. Каждый новый друг на его пути рассказывал ему о том, как бороться с различными неприятностями
Б. Постепенно он научился различать во встречных хороших и плохих, кому нужно помочь, а кого надо остерегаться
В. В дороге он встречал людей, которые поддерживали его добрым словом и твёрдым плечом
Г. И в ответ на его поступки в мире становилось больше тепла
11
А. И когда он добрался до цели своего путешествия и встретившись со всеми, по ком он соскучился
Б. Вернувшись, он сначала не узнал свой дом и своих родных, так они изменились
В. А дома его встретили люди, которых ещё недавно он сильно обидел и на которых обиделся сам
Г. Спустя долгое время, вернувшись домой, он обнаружил, что его встречают все те, кто раньше ругал и спорил с ним
12
А. Оказалось, что теперь благодаря новым знаниям, он может помочь всем своим друзьям и близким
Б. Он понял, что мир кажется нам именно таким, каким мы его хотим видеть
В. Он дал себе слово, что отныне будет больше отдавать тем, кто рядом с ним
Г. И больше не было пересудов, ссор и споров о том, как и что надо делать
13
Конец формы
А. С тех пор, он старался прислушиваться к тому, что говорят ему родители
Б. Прошло уже много времени, а он всё ещё вспоминает всех тех людей, что повстречались на его пути домой
В. С той поры в семье воцарился мир
Г. И не только в городе, но и вокруг него до сих люди улыбаются друг другу
Подсчитайте, каких вариантов было больше (А.; Б.; В.; Г.):
А.
Вы написали дидактическую сказку. Дидактическая (можно ещё назвать её обучающей) сказка предназначена для того, чтобы учебный материал воспринимался более удобным способом. В такой истории символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются. Знакомой нам с детства дидактической сказкой являются приключения Точки и Запятой в советском мультфильме, когда Мальчику нужно было правильно расставить знаки препинания во фразе «Казнить нельзя помиловать». Цель дидактической сказки – помочь наиболее мягко и комфортно усвоить такие вопросы, как правильное отношение к вещам и к своему здоровью, к новым знаниям и межличностным конфликтам, а ещё они развивают воображение и способствуют налаживанию контакта с рассказчиком.
Такую сказку напишет человек, которому есть что рассказать, есть опыт, которым поделиться. А ещё такая сказка будет рассказана человеком мягким и тактичным, общительным с оптимистичным взглядом на жизнь и умением ладить с детьми. А ещё такая волшебная история требует от сочинителя огромного запаса фантазии и умения видеть скрытые черты и особенности обыденных предметов, которые окружают нас каждый день.
Б.
Вы написали медитативную сказку. Медитативная сказка нужна, когда не хватает положительных эмоций, когда нужно взглянуть на окружающий мир позитивно. Отсюда и отличительная особенность этих сказок: в них не должно быть злых героев и конфликтов. Истории, написанные с этой целью, помогают человеку представить идеальный мир, в котором он мог бы действовать, жить, общаться с окружающими его людьми, опираясь на гармоничные чувства и прислушиваясь к своему внутреннему миру. Медиативные сказки помогают не только вспомнить счастливые моменты своей жизни и пережить из заново, но и иначе взглянуть на какой-то прошедший отрицательный жизненный опыт, почувствовать свое место в жизни и найти себя.
Самый сложный слушатель – это вы сами. Самого себя всегда норовишь перебить, поспорить с содержанием сказки, предложить три новых варианта развития событий. Если вы сочинили такую сказку, значит, вы не просто знаете себя и свои возможности, но и готовы спорить даже с собственным взглядом на жизнь. Это требует решимости и твёрдости характера, силы воли и желание изменить свою жизнь.
В.
Вы написали психотерапевтическую сказку. Психотерапевтическая сказка, как таблетка, предназначена для лечения, но не тела, а души. Она поможет понять причины происхождения многих событий, взаимоотношения между людьми. Такая сказка нужна, когда нужно объяснить ребёнку проблемы жизни и смерти. Героями психотерапевтической сказки становятся клиенты, которым нужна помощь. Рассказывая такую сказку, мы помогаем увидеть человека с положительной стороны, взглянуть на него. Психотерапевтическими сказками могут быть как притчи, известные нам издавна, так и истории, придуманные самим клиентом, а так же и многие сказочники придумывали сказки, оказывавшие целебное воздействие на своих маленьких и взрослых читателей.
В первую очередь вы – человек, который способен сочувствовать чужому горю, понять, что нужна поддержка и оказать её. Вы – волшебный сказочник, ваша история призвана привнести в душу слушателя понимание того, что чтобы ни случилось в его мире, каждый из нас важен, как частица мира большого. Такое выразить словами может только человек высокой душевной организации и с добрыми намерениями.
Г.
Вы написали медитативную сказку. Медитативная сказка нужна, когда не хватает положительных эмоций, когда нужно взглянуть на окружающий мир позитивно. Отсюда и отличительная особенность этих сказок: в них не должно быть злых героев и конфликтов. Истории, написанные с этой целью, помогают человеку представить идеальный мир, в котором он мог бы действовать, жить, общаться с окружающими его людьми, опираясь на гармоничные чувства и прислушиваясь к своему внутреннему миру. Медиативные сказки помогают не только вспомнить счастливые моменты своей жизни и пережить из заново, но и иначе взглянуть на какой-то прошедший отрицательный жизненный опыт, почувствовать свое место в жизни и найти себя.
Самый сложный слушатель – это вы сами. Самого себя всегда норовишь перебить, поспорить с содержанием сказки, предложить три новых варианта развития событий. Если вы сочинили такую сказку, значит, вы не просто знаете себя и свои возможности, но и готовы спорить даже с собственным взглядом на жизнь. Это требует решимости и твёрдости характера, силы воли и желание изменить свою жизнь.
Игра ведется следующим образом. Ведущий (взрослый или старший из детей умеющий хорошо писать и читать) берет ручку и листок бумаги, на котором напечатан или написан текст истории. Игроки по очереди называют любые прилагательные, чем затейливее, тем веселее. Например, лохматый, пупырчатый, облезлый, медвежий, новогодний и т.п. Слова не должны повторяться! Ведущий вписывает названные игроками прилагательные вместо пропусков в тексте. При этом он должен соблюсти грамматические требования к роду, числу и падежу (по контексту). Ведущий вписывает слова по порядку и не может переставлять их в тексте в соответствие со смыслом рассказа, иначе получится не смешно.
После того, как в рассказе не останется ни одного свободного места, надо прочитать то, что получилось всем присутствующим.
……… сказка о ……… принцессе
В ……… царстве, в ……… государстве жила-была ……… и ……… принцесса. Когда ей исполнилось пятнадцать лет, ее ……… отец, ……… король, решил выдать ее замуж. Со всех концов ……… земли приехали к ……… принцессе свататься ……… царевичи, ……… королевичи, ……… рыцари и даже ……… и ……… Змей Горыныч. Десять ……… дней и десять ……… ночей бились они на самом ……… турнире. А уже ……… и ……… принцесса сидела на ……… балконе и хотела, чтобы победил ……… и ……… принц ……… королевства, который нравился принцессе больше всех. Но он на ……… турнир не пришел, а победил ……… и ……… Змей Горыныч. Прогнал он ……… царевичей, покусал ……… королевичей и потоптал ……… рыцарей. Залилась принцесса ……… слезами, замахала на Змея Горыныча ……… веером и пожаловалась своей ……… маме. А мама у принцессы была ……… и ……… волшебница, она превратила ……… Змея Горыныча в ……… и ……… принца. Принц принцессе понравился, и жили они долго и счастливо!
Сказка о ……… черепахе
Жил-был ……… старик с ……… старухой у самого ……… моря. Однажды вышел он на ……… берег, забросил свой ……… невод и поймал ……… черепаху. И сказала ему черепаха ……… голосом:
– Отпусти меня в ……… море, к моим ……… черепашатам, а за это я выполню три твоих ……… желания.
Задумался ……… старик, почесал в ……… затылке и ответил:
– Хочу, чтобы моя ……… старуха стала ……… и ………! Хочу, чтобы моя ……… избушка стала ……… и ……… дворцом! А еще хочу, чтобы я сам, ……… и ………, снова стал ……… и ………!
– Будет исполнено, старче! – молвила ……… черепаха и исчезла в ……… пучине.
Пришел старик домой, а там уже стоит ……… и ……… дворец, на крыльце сидит ……… и ……… старуха. Посмотрел на нее старик и побежал к зеркалу. А в нем – не он, а кто-то ужасно ……… и ………! Но делать нечего. Так и прожил ……… старик с ……… старухой сто лет во дворце у самого ……… моря, проклиная ……… черепаху и ее ……… и ……… черепашат!
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость» (источник: Википедия).
Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.
ВЕРНАЯ РУКА
Ведущий приглашает всех желающих и предлагает следующее задание: взять правой рукой газету за уголок и по команде быстро собрать всю газету в кулак. Кто быстрее - победил.
ЗОЛУШКА
Смешайте на столе кучку из гороха, фасоли, чечевицы, сушеной рябины, калины - что найдется под рукой: 3-4 разных вида, не больше. Надо разобрать все на однородные кучки (можно усложнить задание и сделать это с завязанными глазами). Побеждает тот, кто за определенное время (его устанавливают заранее) разберет большее число зерен и ягод. Если что-то попадет не в ту кучку, из нее вынимают два зерна или ягоды - как штраф.
НОГИ - ЭТО ДА!
Соревнуются двое. Для участия в игре надо разуться, снять носки и сесть на невысокий стульчик. Перед участием на полу ставят по два блюдца (или лист бумаги), и возле каждого из них кладут по пять грецких орехов (можно заменить на подручные предметы камешки, карандаши и т.д.). Задача состоит в том, чтобы пальцами правой ноги уложить пять орехов в одно блюдце, а потом пальцами левой ноги - пять орехов во второе. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.
ОТДАЙ ЧЕСТЬ
Ведущий предлагает игрокам отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: "Во!". Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.